написать письмо
на главную
Департамент культуры города Москвы
Культурологическая программа по краеведению

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В культуре действуют два начала – консервативное, обращенное к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности. На границе этого консервативного и творческого стоят культурологические экскурсии, помогающие детям освоить наследие предков и способствующие их самоопределению в будущей профессии или увлечении.
Они дают возможность прикоснуться к прошлому, понять и оценить настоящее родного края.

Цели программы:
- Изучение традиционной культуры своего народа, культурно-исторических ценностей родного края, музыкальной и танцевальной культуры, прикладного и изобразительного искусства, народных праздников.
- Знакомство с образцами мировой культуры на примере Московских и подмосковных усадеб, монастырей и храмов
- Развитие познавательных интересов детей, развитие творческой личности, подготовленной к активной социальной жизни
- Формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества

Задачи программы:
- Ознакомление с народным творчеством в экскурсионных поездках и музейных посещениях.
- Ознакомление с народным календарем, народными праздниками, традициями и обычаями.
- Развитие детского воображения и внедрение детьми полученных знаний и навыков на занятиях в творческом объединении
- Воспитание бережного отношения к памятникам культуры, историческим и природным памятникам

Особенности реализации программы:
Культурологическое направление предполагает развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в области культуры, обогащение опыта общения.
Программа предполагает дополнить и расширить знания детей по различным направлениям, не связанным напрямую с их учебной деятельностью.
Программа составлена по 7 тематическим блокам. По каждому блоку существует подборка экскурсий. В зависимости от запросов педагогов тематика и маршрут экскурсий могут быть связаны одной общей темой, например, усадьбы Москвы и Подмосковья. Возможен и другой вариант, когда коллектив планирует выезды на экскурсии по разным, не связанным друг с другом самостоятельным темам.
В экскурсионный блок включены музейные, пешеходные, автобусные (городские и загородные) и комплексные экскурсии (пешеходная или автобусная экскурсия с последующим посещением музея или музейного комплекса), знакомящие с историей, культурой и природой родного края.

Музейные, пешеходные и автобусные экскурсии по Москве могут быть обзорными или тематическими.
Обзорная экскурсия включает объекты, различные по форме и содержанию, сочетает исторический и современный материал.
Тематическая экскурсия посвящена определенной теме, в ней отбор объектов для показа связан с рассказом по конкретному сюжету.
Состав экскурсионных групп является переменным и фиксируется в журнале учета экскурсий и в приказе по учреждению. Численность группы зависит от вида экскурсии:
• музейная – 15-20 человек;
• пешеходная – 15-20 человек,
• автобусная и комплексная – 30-40 человек.
В зависимости от формы экскурсии ее продолжительность может составлять – 4 часа (музейная, пешеходная, автобусная по городу), или 8 часов (автобусная по Подмосковью).
Программа рассчитана на 3 года. Конкретный план экскурсионных мероприятий в рамках программы составляется на каждый учебный год.
В ходе реализации программы возможно включение новых маршрутов или музеев.
Примерное количество экскурсий в год – 14, с общим охватом детей – 300 человек.

Возможность приобрести авиабилеты дешево делает экскурсионные программы в другие города более доступными, развивая и дополняя тем самым различные культурологические и краеведческие программы, что позволяет более комплексно посмотреть на составление таких программ, как "Мой край", "Моя малая Родина" и др.
Адрес ДШИ "Центр":109117, г.Москва, Волгоградский проспект, д.109, корп.6
© 2006-2017, ДШИ "Центр"
тел.: 919-31-21, 919-36-63 тел./факс: 919-32-33